067-547-50-57 tatfood@ukr.net
На уроке №1 мы определились с лицом, которое будет отвечать за процесс разработки и внедрения системы управления безопасностью пищевых продуктов, с необходимостью его прохождения обучения на курсе по НАССР. Данный подход и концепция присутствуют в любом из стандартов СУБПП и в полном объеме закрывают законодательные требования по внедрению НАССР. Также, соответственно, если ваше руководство выбрало для внедрения требования стандарта или схемы сертификации для системы управления безопасностью пищевых продуктов предприятия, необходимо пройти обучение по выбранному стандарту или схеме сертификации.
На уроке №2 мы с вами принимали решение – какой стандарт или схему сертификации выбрать для внедрения СУБПП? А для кого-то самым актуальным стоит вопрос внедрения СУБПП на соответствие законодательным требованиям. Но, как мы сделали вывод из урока №2, на самом деле все стандарты и схемы сертификации включают принципы НАССР. Поэтому, чтобы вы не выбрали, вы будете закрывать законодательные требования в части безопасности пищевых продуктов, с учетом требований заказчиков.
Продолжаем изучать – с чего начать разработку и внедрение системы НАССР?
После прохождения обучения вы получите документированные доказательства вашей компетентности (обязательно берегите их в качестве доказательства для проверяющих) – Сертификат о прохождении соответствующего обучения и проверки знаний или Свидетельство о прослушивании соответствующего курса. После получения необходимых знаний, назначенное лицо уже может самостоятельно, или с помощью консультанта, подготовить План разработки и внедрения СУБПП.
Любые действия без четкого плана всегда приводят к плачевным результатам. Разработка и внедрение СУБПП – это достаточно сложный и длительный проект, который должен управляться соответствующим образом. И начинать его необходимо именно с разработки плана. Это будет наиболее верным и правильным началом данной деятельности в соответствии с циклом Деминга – PDCA (Plan/Планируй-Do/Выполняй-Check/Проверяй-Act/Действуй).
Рассмотрим более подробно данный цикл Деминга – PDCA.
Plan/Планируй: Что делать? Как это делать? То есть запланировать наши мероприятия по разработке и внедрению выбранной системы управления безопасностью пищевых продуктов.
Do/Выполняй: Выполняй то, что было запланировано, в сроки, которые были установлены.
Check/Проверяй: Необходимо периодически проверять, все ли выполняется согласно плану? Не требуется ли внесение текущих изменений, дополнений, если это необходимо из-за влияния внешних или внутренних факторов (все меняется, поэтому надо, чтобы план был постоянно актуален. Не бойтесь вносить изменения и дополнения в случае необходимости).
Act/Действуй: Если мы выполняли Check/Проверяй, то как раз и определяем, что необходимо изменить или улучшить. Именно действия по внесению необходимых изменений, или действия по улучшению, которые будут снова запланированы с определением сроков и ответственных, и зацикливаются в круг цикла Деминга (см рис №1).
План разработки и внедрения СУБПП должен содержать как минимум следующие колонки: Запланированные действия или мероприятия / Срок исполнения / Ответственное за выполнение лицо / Необходимые ресурсы (то есть, что конкретно нужно исполнителю, чтобы выполнить задуманное в срок: финансы, инфраструктура, средства или оборудования, дополнительный персонал и т.п.) / Состояние выполнения / Комментарии (здесь можно указать причину переноса сроков, необходимость дополнительных ресурсов и другую дополнительную информацию в случае необходимости).
В данном плане укажите по пунктам: какие документы вы планируете разработать (ориентируйтесь на 590 Приказ Минагрополитики, если у вас НАССР в рамках законодательных требований и – на стандарт или схему сертификации дополнительно, если вы их внедряете). Также не забывайте включить, если это необходимо, действия по реконструкции или ремонту производственных/бытовых помещений, по закупке услуг (внешних аккредитованных на соответствие ISO 17025 лабораторий для проведения исследований в рамках НАССР, по контролю вредителей /то есть услуги по управлению численностью вредителей/, стирку санитарной одежды и т.п.), по закупке измерительных приборов, рабочего инвентаря, средств для санитарной обработки и тому подобное. В обязательном порядке не пропустите пункт по внешнему или внутреннему обучению персонала предприятия.
👉Важно: не забывайте, что при планировании мероприятий в плане разработки и внедрения СУБПП, вы должны учитывать 12 шагов и 7 принципов, представленных в Кодекс Алиментариус Всемирной организации здравоохранения (WHO) и продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO). Эти 12 шагов и 7 принципов уже вошли в 590 Приказ Минагрополитики «Об утверждении Требований по разработке, внедрению и применению постоянно действующих процедур, основанных на принципах Системы управления безопасностью пищевых продуктов (НАССР)».
То есть в плане разработки и внедрения СУБПП порядок запланированных мероприятий должен учитывать также 12 шагов/этапов и 7 принципов НАССР:
1. Создание группы HACCP.
2. Описать продукты/сырье; вспомогательные материалы, контактирующие с продуктом; готовая продукция/(чтобы получить информацию, касающуюся их безопасности: идентифицировать все опасные факторы, которые могут быть в продуктах и их приемлемый уровень).
3. Определение ожидаемого использования/потребления готового продукта (особенности потребления для специфических групп потребителей, чтобы не причинить вред их здоровью).
4. Построение блок-схемы, содержащей все стадии производственного процесса (чтобы идентифицировать все опасные факторы, которые могут быть или возникнут или устранятся в ходе этапов производственного процесса).
5. Проверка точности блок-схемы на месте (чтобы не было ошибок, или неучтенных технологических этапов).
Пункты 1-5 еще называют предварительным шагами (подготовкой) для проведения анализа опасных факторов и применения 7 принципов НАССР.
6. Проведение анализа опасных факторов (всех, что были идентифицированы в ходе описания продуктов и создания блок-схем. Также здесь мы определяем – какими разработанными программами-предпосылками вы будете устранять, уменьшать или предупреждать появление конкретных идентифицированных вами опасных факторов). Данный шестой шаг и является принципом НАССР №1.
7. Определение критических контрольных точек (ККТ). Если разработанных вами программ-предпосылок будет недостаточно и риск наступления опасного фактора будет высоким, то возникнет необходимость в разработке и внедрении особых мер воздействия в конкретной точке (это и есть ККТ) на данный опасный фактор. Такие меры управления опасным фактором и называют План НАССР. В ходе выполнения шагов №6 и №7 вы и поймете, будет ли у вас необходимость в плане НАССР. Данный седьмой шаг и является принципом НАССР №2.
8. Установление критических пределов для каждой ККТ. Если у вас таки есть необходимость в разработке плана НАССР, то вы определяете критические пределы для каждой ККТ. Данный восьмой шаг и является Принципом НАССР №3.
9. Создание системы мониторинга для каждой ККТ. Каждая ККТ должна быть под постоянным контролем. Для этого устанавливают систему ее мониторинга. Система мониторинга включает в себя следующую информацию: Что? Где? Как? Когда? Кто? осуществляет процедуру мониторинга ККТ. Данный девятый шаг и является Принципом НАССР
№4.
10. Разработка корректирующих действий, если мониторинг свидетельствует об отклонении от критических пределов. Данный десятый шаг и является принципом НАССР №5.
11. Установление процедур верификации. Разработанная система НАССР требует периодической проверки (проверка это и есть верификация): продолжает ли работать все нами разработанное и внедренное в рамках СУБПП. Данный 11-й шаг и является Принципом НАССР №6.
12. Создание документации. При разработке СУБПП нам пришлось создавать кучу документов, которые описывали требования в рамках Программ-предпосылок, создавали различные Описания и блок-схемы, делали анализ опасных факторов, возможно, имеем план НАССР и другие документы, важные для НАССР. Это и есть информация, которая должна быть обязательно задокументирована. Данный двенадцатый шаг и является Принципом НАССР №7.
С каждым из 12-ти шагов и 7-ю принципами НАССР мы еще будем подробно разбираться на наших с вами дальнейших уроках.
Светлана Березова, консультант, тренер, международный аудитор СУБПП с производственным опытом на пищевом предприятии.