067-547-50-57 tatfood@ukr.net
Сегодня мы будем рассматривать общую информацию о программах-предпосылках, которые нужно внедрить на предприятии до того, как начинать подготовку к анализу опасных факторов СУБПП.
Прежде чем начать собирать предварительную информацию (а это у нас – описания характеристик конечных продуктов, сырья, ингредиентов и материалов, контактирующих с продуктом, блок-схемы производственных процессов и их описание, Описания / Спецификации услуг, влияющих на безопасность) для проведения анализа опасных факторов, на предприятии должны быть разработаны, задокументированы и внедрены программы-предпосылки.
Всемирная организация здравоохранения дает такое определение программ-предпосылок:
«Практика и условия, необходимые до и в течение внедрения системы НАССР, важные для обеспечения безопасности пищевой продукции».
При выборе и/или установке приложений-предпосылок предприятие должно обеспечить применение соответствующих законодательных, регламентирующих и взаимно согласованных требований заказчика (заказчики также могут требовать от предприятия внедрения программ-предпосылок в соответствии с их корпоративными стандартами).
Предприятие также может учесть:
a) применимую часть серии технических спецификаций ISO / TS 22002, которая может быть использована для всех предприятий независимо от размера или сложности, которые включены в производственный этап пищевой цепи и хотят выполнять программы-предпосылки;
b) соответствующие стандарты, кодексы правил и установки (многие из них размещены на сайтах Кодекса Алиментариус, eur-lex.europa.eu т.д.).
Данные документы дополняют как стандарты и схемы сертификации по безопасности пищевых продуктов, так и могут быть дополнительно использованы совместно с законодательными и нормативными требованиями к программам-предпосылкам. Так, например, в разделе II Приказа Министерства аграрной политики и продовольствия № 590 определены программы-предпосылки системы НАССР, которые необходимо разработать и внедрить операторам рынка. А также достаточно неплохо прописано – что они из себя представляют.
« ІІ. Программы-предпосылки системы НАССР
2.1. Применение программ-предпосылок системы НАССР предусматривает разработку и внедрение операторами рынка процедур для поддержания гигиены во всей пищевой цепи, которые необходимы для производства и поставки безопасных пищевых продуктов для потребления человеком, а также правила обращения с пищевыми продуктами.
2.2. Программы-предпосылки являются обязательными и предназначены для эффективного функционирования системы безопасности пищевых продуктов и контроля за опасными факторами и должны быть разработаны, задокументированы и полностью внедрены операторами рынка перед применением системы НАССР. Сфера применения программ-предпосылок должна охватывать все потенциальные угрозы безопасности.
2.3. Операторы рынка должны ввести программы-предпосылки с учетом ассортимента пищевых продуктов, технологических процессов и специфики отдельной мощности».
Делаем выводы, что программы-предпосылки должны быть:
a) подходящими для предприятия и его особенностей в отношении безопасности пищевых продуктов;
b) соответствовать размеру, типу предприятия и характеру изготовленных и/или обрабатываемых продуктов;
c) внедрены по всей производственной системе или в виде программ, которые можно применить в целом, или как программа, которая применяется к конкретному продукту или процессу;
d) одобрены группой безопасности пищевых продуктов.
Также программы-предпосылки системы НАССР должны охватывать следующие процессы:
📌должное планирование производственных, вспомогательных и бытовых помещений во избежание перекрестного загрязнения;
📌требования к состоянию помещений и оборудования, проведению ремонтных работ, техническому обслуживанию оборудования, калибровке и т.д., а также меры по защите пищевых продуктов от загрязнения и посторонних примесей;
📌требования к планированию и состоянию коммуникаций – вентиляции, водопроводов, электро- и газоснабжения, освещения и т.п.;
безопасность воды, льда, пара, вспомогательных материалов для переработки (обработки) пищевых продуктов, предметов и материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;
📌контроль за чистотой поверхностей (процедуры уборки, мытья и дезинфекции производственных, вспомогательных и бытовых помещений, других поверхностей);
📌здоровье и гигиена персонала;
защита продуктов от посторонних примесей; обращение с отходами производства и мусором, их сбор и удаление;
📌контроль за вредителями, средствами профилактики и борьбы с ними;
хранение и использование токсичных веществ;
📌требования к сырью и контроль за поставщиками;
📌хранение и транспортировка;
📌контроль за технологическими процессами;
📌маркировка пищевых продуктов и информирование потребителей, и тому подобное.
Схема документации программы предпосылок:
1. Определить обязательные или ключевые программы-предпосылки, имеющие отношение к вашему предприятию.
2. Определить, для чего предназначена каждая конкретная программа-предпосылка и написать краткое пояснение, как она будет выполняться именно у вас.
3. Определить опасные факторы, которые уменьшаются или устраняются с помощью каждой программы-предпосылки (потом это нам поможет, когда мы будем делать анализ опасных факторов).
4. Вести учетные записи – они нужны, чтобы продемонстрировать выполнение и мониторинг программы-предпосылки.
5. Определить работников, ответственных за выполнение действий, описанных в программе-предпосылке, и ведение учета.
На следующих уроках мы будем подробно рассматривать каждую из программ-предпосылок системы НАССР.

Автор статьи: Светлана Березова, консультант, тренер, международный аудитор СУБПП с производственным опытом на пищевом предприятии.